Александр Массарский. История замечательного человека

Александр Массарский. История замечательного человека
Александр Массарский — заслуженный работник культуры РФ, почетный доктор БГТУ «Военмех», а также заслуженный тренер России по самбо и дзюдо. В свои 82 года он все также занимается спортом, преподает, участвует в подводных видеосъемках.

Корреспондент компании Окна Петербурга взял интервью у человека, который посвятил себя кинематографу, каскадерству, спорту, науке и изобретениям. Нам было очень интересно узнать об опасных трюках с окнами, которые не раз исполнялись Александром Самойловичем в советских картинах.

Окна Петербурга: Александр Самойлович, что самое сложное в профессии каскадера?

Александр Массарский: Все сложно. Даже самый простой трюк требует специальной подготовки и снаряжения. Но главное даже не в этом. Сложно работать «чисто» — чтобы в кадре страховки и тросы были не заметны, иначе пропадет вся соль — зритель перестанет переживать за актера. Всегда непредсказуема работа с огнем. Да и прыжки из окон теперь становятся сложнее с появлением современных двух-трехкамерных стеклопакетов.

Мы должны обеспечивать полную безопасность актера. Дело не в том, что он сломает руку или ногу, а в том, что стоит главному герою упасть куда-нибудь в кусты и поцарапать лицо, его уже нельзя снимать крупным планом. А также мы знаем, что бывают и трагические случаи, когда погибают талантливейшие актеры. Но, есть и такие актеры, которые сами идут на риск - Михаил Боярский, Гоша Куценко, Дмитрий Певцов…

Окна Петербурга: Приходилось ли выпрыгивать из окна или с балкона? Есть какие-то хитрости в этих трюках?

Александр Массарский: Конечно, приходилось. Вылетают каскадеры через настоящие стекла. Это сейчас американцами придумано специальное легкое тонкое стекло, которое разбивается, не создавая режущих кромок. Ну, а раньше использовали обычное стекло, которое надрезалось в положенных местах. Рамы также подпиливались. Получалось, что они еле-еле держатся в оконном проеме. Эту работу производят только на основе четких просчетов: куда придется место удара, чем — плечом или ногой, откуда каскадер начинает движение, с какой скоростью бежит. Малейший недочет может превратиться в трагедию. Такого нельзя допустить.

Окна Петербурга: А как каскадер узнает, что именно сюда он должен ударять?

Александр Массарский: На стекле делают специальные метки, трюки неоднократно отрабатываются. Прописывается траектория пути героя.

Окна Петербурга: Правда ли, что в стекле есть определенная точка, попав в которую, вы разбиваете все стекло сразу?

Александр Массарский: Действительно, в любом стекле есть точка концентрации. Но найти её сложно, для этого необходимо делать точные расчеты.

Окна Петербурга: Как снимаются эпизоды с разбивающимися окнами памятников архитектуры и музеев?

Александр Массарский: Все очень просто. Никто никогда настоящие окна не бьет. Рамы со стеклами или только стекла, представляющие историческую ценность, вынимаются. Их заменяют дубликатами. После съемок все возвращается на круги своя — оригинальные окна устанавливаются в проем. Иначе нельзя. Ведь это — наша история.

Окна Петербурга: Вы с детства мечтали о кинематографе?

Александр Массарский: Каждый мальчишка с детства мечтает стать сначала пожарным, потом врачом, потом космонавтом. И я мечтал. О кино не думал. Потом стал заниматься самодеятельностью, захотел попасть в Театральный. Но не прошел 3-ий тур. Продолжил свою карьеру спортсменом, затем создал первый в нашей стране отряд каскадеров-универсалов на Ленфильме — они могли исполнять любые трюки — и конные трюки, и автомобильные катастрофы, и прыжки из окон высотных зданий, и взрывы, и пожары. Вот, таким образом, получил те роли, о которых после Театрального Института даже мечтать не мог.

Окна Петербурга: Есть ли у Вас секрет долголетия?

Александр Массарский: Секретов нет — это спорт! Физические нагрузки очень полезны, кто начал заниматься спортом, тот до старости будет бодрым и здоровым. Плюс активная познавательная деятельность — человек должен постоянно думать и что-то делать. Всего нужно добиваться самому, а не получать готовое. Жизнь в достатке лишена смысла. Лучшие умы и таланты творили и разрабатывали в голоде и нужде.

Окна Петербурга: Что Вы думаете о современном кино?

Александр Массарский: В современном кинематографе картина не считается интересной и прибыльной, если в ней нет драк, крови, неприличных сцен. Трюки с выпрыгиванием из окна 5 этажа уже не удивляют. Но, ничего нельзя сделать перед современными цифровыми технологиями и видеомонтажом. То, что показывают в кино — перебор. Но зрителям, видимо, это нравится.

Окна Петербурга: Ваши пожелания читателям Окон Петербурга?

Александр Массарский: Человек молод до тех пор, пока он не перестает удивляться. Цветку, женщине, картине… Как только удивление проходит, жить становиться неинтересной. Удивляйтесь. И не думайте о старости — её лентяи придумали! 

Ваш Александр Массарский