Окна — ветеранам!

Окна — ветеранам!
«Окна Петербурга», как социально ответственная компания, регулярно проводит различные благотворительные акции, считая, что сильный и успешный всегда должен помогать и поддерживать тех, кто нуждается в помощи.

Одним из наших ежегодных мероприятий является акция «Добрые дела», в ходе которой бесплатно устанавливаем окна для одиноких участников блокады Ленинграда и ветеранов.

В этом году мы сделали подарок ко Дню Победы жительнице блокадного Ленинграда Баженовой Эльзе Ильиничне. Пользуясь возможностью побеседовать с интересным человеком, мы задали Эльзе Ильиничне несколько вопросов о Великой Отечественной войне и о мирной жизни после нее.

Эльза Ильинична, расскажите немного о себе, о своих интересах?

Сейчас я на пенсии, уже четвертый год не работаю. Занимаюсь хозяйством, хожу с друзьями в театр, довольно много и с интересом читаю. Очень люблю концерты в Филармонии. Люблю проводить время с дочерью и внуками — у меня два внука и три внучки. C удовольствием прогуливаюсь по улицам города, особенно люблю свой Васильевский остров.

Чем ваша семья занималась до Великой Отечественной войны?

Папа и мама работали на радиотехническом приборостроительном заводе имени Н. Г. Козицкого. Папа работал инженером, а мама сначала намотчицей, а потом мастером цеха. Они очень любили свой завод, его людей и свой город. Родители были еще молоды — папе 30, маме 28. А брату моему было 6 лет. Жили мы дружно. Папа любил живопись, хорошо рисовал. Мне даже кажется это передалось моей дочке Татьяне и внучке Анечке.

Семейный альбом
А сколько Вам самим было когда началась война?

Всего 4 года, в семейном альбоме хранится фотография, где мы с мамой в первые дни войны. Мы очень серьезные.

Где именно застала Вас война, какие чувства вызвала?

Мы с братом жили у дедушки Пети в деревне под Новгородом. Мама узнав о начале войны, отправилась за нами, успела нас взять и буквально по шпалам и на попутках довезла до Ленинграда. Хорошо помню, как мы по дороге попали под бомбежку, самолеты сбрасывали бомбы, а мама закрыла нас своим платьем, чтобы мы не боялись. Весь путь, она как наседка оберегала нас. Меня мама брала на руки, брата за руку, и так мы шли по шпалам — это я хорошо помню. Было страшно, но мы не плакали и шли за мамой. Она у нас была отчаянная.

Эльза Ильинична, а участвовали ли Ваши родители в Великой Отечественной войне?

Да, мой папа, Илья Моисеевич Векслин, защищал любимый город — он работал на оборонном заводе. В семейном альбоме сохранилась его фотография в военной шинели. А еще от него осталось единственное письмо, в котором он обращается к нам, детям, еще не умевшим тогда читать и писать. Папа в нем пишет, что сделает все, чтобы фашисты не смогли уничтожить Ленинград. И я верю, что он сделал для этого все возможное. Папу похоронили в братской могиле на Смоленском кладбище. В День Победы я всегда прихожу к папе, и мне кажется — он всегда со мной.

Мама всю войну работала. За это время у нее выработался мужественный и стойкий характер. Оставшись без мужа, она одна воспитала нас с братом. Великая Труженница, после войны, работая на том же заводе, она много занималась общественной деятельностью. Умерла она в возрасте 92 лет. До сих пор о ней, Татьяне Петровне Векслин, вспоминают с благодарностью ее ученики и коллеги по работе.

Расскажите немного о том, где и как вы встретили Победу?

Победу мы с мамой и братом встретили в родном городе. Я тогда вышла на улицу, а меня подхватили незнакомые люди, обнимали, целовали и плакали. Все кричали «Ура!». Я была в потоке людей, пела со всеми военные песни, плясала и тоже плакала. Я плакала от счастья, еще не осознавая того, что стоит за словом «победа». Вечером мы смотрели салют. С мамой мы вышли к Неве. Мама тогда читала папино письмо и плакала. Мне было жалко маму, поэтому я ночью нашла это письмо и больше ей не отдавала. Оно всегда было при мне, спасало меня, не давало совершить плохой поступок. Только незадолго до маминой смерти, когда ей исполнилось 90 лет, я ей показала это письмо. Мама была потрясена тем, что я хранила его всю жизнь. А как иначе?

А тяжело ли было вернуться к обычной жизни после войны?

Нам с братом, пожалуй, нет. А вот маме было очень тяжело. Это была мирная, но нелегкая жизнь, жизнь без мужа — близкого и любимого человека. Мама так и не смогла выйти замуж, она посвятила себя работе и нам, детям. Именно так: работа всегда была на первом месте, и нас мама воспитывала в строгости.

Ю.И. Лимбах
Эльза Ильинична, а есть ли что-то, о чем особенно хочется рассказать нынешнему поколению?

Нынешнему поколению хочется пожелать любить свой город, стремиться работать для него, найти сферу применения своим способностям. А еще любить людей. Я благодарна всем, знакомым и незнакомым людям, которые делились со мной, тогда еще блокадным ребенком, последней крохой хлеба, всем, кто согревал меня своим теплом, всем, кто говорил слова ободрения, что надо дышать, надо жить. Я бесконечно благодарна врачам, которые уже в послевоенное время спасали меня от ревматизма, паралича, болезни сердца — моей маме говорили, что я проживу не более трех лет. Вот и нынешнему поколению я пожелаю любить людей, верить им, помогать людям и уметь прощать.

Мне кажется, что война определила наш путь, путь нашего поколения. Нам хотелось служить Родине, мы любили свой город, желали работать в нем и для него. Мы были ленинградцами. 

5 ноября 2012 года на 86 году ушел из жизни мой муж, Юрий Иванович Лимбах, который 16-ти летним юношей ушел на фронт, был разведчиком, награжден двумя орденами Славы и другими почетными наградами, кандидат наук, преподаватель физики в ЛГУ, прекрасный человек. Хочется верить, что и наши внуки будут достойным его продолжением.

Узнайте больше о нашей компании,
а также сравните модели наших окон
Электронный буклет-каталог Окна Петербурга, pdf, 9 Мб

Каталог