История успеха известного ювелира Андрея Ананова из первых уст специально для Окон Петербурга

История успеха известного ювелира Андрея Ананова из первых уст специально для Окон Петербурга
Корреспонденты компании Окна Петербурга провели интервью с одним из своих клиентов — известным Петербургским ювелиром Андреем Георгиевичем Анановым. Андрей Георгиевич — художник-ювелир, профессор, заслуженный деятель искусств России, Кавалер ордена Карла Фаберже I степени, обладатель звания «Лучший ювелир столетия» — поделился с нами историей своего успеха.

Окна Петербурга: Андрей Георгиевич, Вы начинали как неплохой спортсмен, работали слесарем, токарем, 14 лет были профессиональным театральным режиссером и преподавателем. Откуда появилось увлечение ювелирным искусством?

Андрей Ананов: Моему приятелю Юре, артисту Императорских театров, как он любил себя называть, срочно потребовалась выпивка, а денег не было. Я был вызван им в качестве «скорой помощи» и вот уже появился на пороге с «поллитрой» в кармане. Через какое-то время я заметил в углу заваленной комнаты в коммуналке какой-то странный рабочий стол с инструментами и спросил Юру, что это такое. Он очень смутился и признался, что его отец был ювелиром, научил его кое-чему и теперь он подрабатывает этим ремеслом. Водка кончилась и я предложил Юре сделать колечко, продать его и на вырученные деньги купить еще.

Мы сели рядом, я впервые взял в руки надфиль и попилил кусочек настоящей серебряной проволоки. Потом я сбегал на угол в ресторан «Москва» и вскоре вернулся с двумя бутылками водки и связкой сосисок.

Так я «заболел» этой болезнью. Взял у Юры несколько уроков, и, продолжая ставить спектакли, переезжая из театра в театр, возил за собой тяжелый чемодан с инструментами. У меня появились клиенты. Меня передавали с рук на руки. Друзья родителей, у которых сохранились украшения их предков, боялись ремонтировать их в мастерской и несли ко мне. Это была очень хорошая школа, на старинных вещах я многому научился.

Окна Петербурга: Когда у Вас появилось имя в ювелирном деле?

Андрей Ананов: Недавно, лет пять назад, а потратил я на это 20 лет жизни.

Окна Петербурга: Вы широко известны не только на родине, но и за границей. Расскажите, пожалуйста, как вы завоевали Запад?

Андрей Ананов: Где-то в 90-м году я выставлял свои изделия в Представительстве МИДа в Петербурге. Выставку посетила госпожа Собчак, и я подарил ей маленькое пасхальное яичко. Это яичко она вскоре надела в Париже на прием к послу. На этом приеме присутствовал нынешний президент фирмы «Фаберже». В разговоре с Собчаками он бросил, что в России больше не осталось мастеров. В ответ мадам Собчак показала ему подаренное мной украшение. Его тут же отправили на экспертизу в фирму «Картье» и получили очень лестный отзыв. Надо сказать, что фирма «Фаберже» уже не выпускала ювелирные изделия, а занималась парфюмерией и была обеспокоена потерей своего престижа. Вскоре представители «Фаберже» приехали в Петербург с готовым контрактом, где было написано, что «Фаберже» обладает именем, а господин Ананов ноу-хау в изделиях класса «Фаберже», поэтому фирма позволяет мне ставить на своих изделиях клеймо «Фаберже». Я вежливо сказал «спасибо» и отказался. У меня есть своя фамилия, и я хочу, чтобы мои дети и внуки продолжали мое дело, а не Фаберже. Работодатели не ожидали такого исхода событий. Озадаченные, они пригласили меня в Париж, где предложили новый контракт, по которому мне было доверено клеймо с двойным именем — «Фаберже от Ананова». На это я уже согласился и контракт подписал. Одним из условий контракта была шумная презентация в отеле Ritz с бюджетом 280 тысяч долларов за одну ночь. Про меня сняли фильм, крупнейшие журналы опубликовали большие интервью. С этого началась цепная реакция.

Окна Петербурга: Известно, что многие знаменитые люди имеют в своих коллекциях Ваши изделия, можете ли Вы открыть имена Ваших знаменитых клиентов?

Андрей Ананов: На изящную ветку лесной ежевики сегодня смотрит королева Великобритании, в королевском дворце королевы Испании хранится флакончик для духов из моей мастерской, принц Марокко носит часы, а семья Буша имеет в своей коллекции изящные пасхальные яйца.

Окна Петербурга: Вы часто продаете свои вещи на мировых аукционах?

Андрей Ананов: Нет. Впрочем, была одна любопытная история. Когда еще даже не был зарегистрирован кооператив, смотрели с женой телевизор и вдруг диктор говорит: «Ну вот, опять на аукционе Сотбис распродают русские ценности — очередное изделие Фаберже». Жена говорит: «Боже мой! Наш медальон!». Мне как-то заказали его и, видимо, поставив клеймо «Фаберже», неплохо заработали.

Окна Петербурга: У Вас есть магазины за границей?

Андрей Ананов: Был магазин в Париже. Он просуществовал около двух лет: с 92 по 94 год. Закрылся он из-за сложностей с таможней и французской пробирной палатой. Во Франции не признавали нашу пробу и изделия надо было снова клеймить. Для этого украшения с эмалью приходилось разбирать, а потом собирать заново. Простыми же изделиями я торговать не хотел. Да и в нашей стране было немало проблем с экспортом. Но к этому времени появился ювелирный рынок и в России. А мне прежде всего хотелось быть востребованным в своей стране. Очень приятно показывать свои работы за границей и получать большое количество похвал. Но гораздо приятнее получать их на родине. К сожалению, чтобы приобрести популярность в нашем отечестве, надо сначала умереть или эмигрировать.

Окна Петербурга: Можно ли сказать, что какие-то драгоценные камни сегодня в моде?

Андрей Ананов: Мода — это желание человека, через какие-либо аксессуары, одежду или макияж, ювелирные изделия или автомобили принадлежать, пусть, хотя бы внешне, к определенному слою общества. Поэтому кто-то носит джинсы, а кто-то — смокинги, кто-то — маленький бриллиант, а кто-то — огромную подделку под него.

Что же касается прекрасных творений мастерской Ананова — можно с уверенностью сказать, что они находятся вне моды и вне времени и сулят нам и нашим потомкам еще много эстетических удовольствий.

Компания Окна Петербурга от всей души желает Андрею Георгиевичу творческого и личного процветания, вдохновения и освоения новых вершин ювелирного мастерства.

Интервью провели сотрудники отдела маркетинга компании Окна Петербурга Наталья Смирнова и Юлия Сафонова.